
Полезные сведения
Универсального ответа на вопрос, каким будет прожиточный минимум на 2021 год в Украине, нет, поскольку под этим терминологическим сочетанием подразумеваются вариабельные цифровые показатели.
В нынешнем году в государственном бюджете Украины заложены АМ для взрослого трудоспособного человека, ребенка до и после 6 лет, лиц с ограниченными возможностями, полностью или частично утративших трудоспособность. Есть общий показатель, который представляет собой цифру, выведенную методом арифметических вычислений.
Прожиточный минимум с 1 января для трудоспособных лиц – 2,2 тыс. грн. – это не показатель на год, время его действия ограничено 1 июля, затем его значение изменится, и еще одна трансформация произойдет в декабре текущего года. Определение величины ПМ называется в украинских изданиях заботой правительства о своих гражданах. Никто не считает, что в период тотального финансового кризиса в Украине можно выжить на две с небольшим тысячи гривен в месяц, установленная законодательными актами цифра практически всегда и основательно занижена.

Это делается с определенными целями, поскольку существующая система позволяет, устанавливая заниженные стандарты жизни, минимизировать и остальные показатели:
- Заметим, что Минсоцполитики ежемесячно определяет ФПМ – фактический прожиточный минимум, который, с учетом налогов и других обязательных выплат почти в два раза больше ПМ, заложенного в бюджете. Но он не фигурирует в подсчетах и особенного значения не имеет.
- Еще в октябре прошлого года ФПМ для взрослого составлял 4,3 тыс. в национальной валюте.
Прожиточный минимум в Украине в 2021 году в таблице дает представление не о реальной сумме, необходимой для выживания, а о некоем абстрактном показателе, установленном авторами госбюджета для проведения расчетов:
Недавно представители партии Зеленского в Верховной раде внесли предложение увеличить ПМ, но оно встретило шквал возражений на том основании, что такая мера разбалансирует бюджет.
Судя по многочисленным вносимым в процессе разработки поправкам, отказу от осенних посулов и обещаний, щедро раздаваемых законодателями, а также по колоссальным размерам внешнего долга страны, ресурсов для такого мероприятия нет. На днях в прессе появилось сообщение о предложении включить в ПМ стоимость интернета, но пока нет никаких сообщений о том, что его встретили с особым энтузиазмом.
Важность показателя
Бухгалтерский сайт, информируя о том, какие трансформации претерпит прожиточный минимум с 1 мая 2021 в Украине, акцентирует внимание на том, что ПМ есть в нескольких вариантах:
- Для взрослых не изменился, 2 270 грн можно пока использовать в проведении индексации, расчете налогообложения, начислении штрафов за административные и уголовные правонарушения.
- В Украине есть и другие прожиточные минимумы, введенные для удобства расчета зарплат работников государственного управления или систем, финансируемых из бюджета. Например, зарплата судьи начисляется с использованием специального ПМ в 2,1 тыс. грн., такая же цифра указана для работников некоторых государственных органов генпрокурору полагается отдельная цифра ПМ – 1,6 тыс., наверное, потому что его зарплата исчисляется в большом количестве ПМ.

Исследования независимых профсоюзов показали, что величина прожиточного минимума при нынешнем росте цен на продукты должна быть как минимум 5,6 тыс. гривен, и то не факт, что его хватило бы на обеспечение базовых потребностей ребенка или инвалида.
Реальная картина
Представить себе реальное положение на основании опубликованных на информационных порталах данных, практически невозможно. Нужно знать определенные нюансы и смотреть цифры крайне внимательно.
В некоторых случаях указывают, что минимальный прожиточный минимум в Украине для нетрудоспособных, как и остальные цифры, изменился с 1 января, хотя в реальности он остается неизменным с декабря 2020 года, и вплоть до июля нынешнего. То есть, по факту, прожиточный минимум изменится только дважды, а гражданам говорят, что поэтапное изменение произойдет три раза.
Аналитики отмечают, что, несмотря на многократно анонсированные подъемы важных показателей, они все еще не соответствуют ни реальным потребностям населения, ни перманентно наблюдаемому росту цен на товары первой необходимости. ЗУ №966, устанавливающий порядок подсчетов и количество продуктов, несмотря на немногочисленные коррективы.
Тревожным для населения может оказаться факт сознательного исключения роста с конца 2020 года вплоть до середины текущего, а также стандартное увеличение в декабре на 4,3 процента, при росте потребительских цен на 12-14%.
Размер минимального прожиточного минимума в Украине на 2021 год на ребенка в конце года увеличится менее, чем на 300 грн. Существенно увеличатся выплаты только на детей, которые находятся под опекой и детей-сирот.
Уже давно не соответствует реальной стоимость продуктовой корзины, в которую только недавно добавлены чай и кофе, а покупка необходимых вещей для украинца любого возраста запланирована только раз в три года.
В рейтинге стран по зарплате и ПМ Украина неизменно расположена в конце второй сотни. Эксперты объясняют сложившееся положение отсутствием точных параметров для его увеличения. Однако в суровой реальности на него действуют другие факторы – непрофессиональное управление, дефицит средств в бюджете, темп инфляции и рост стоимости даже той минимальной продовольственной корзины, которой, по мнению правительства, должны обходиться рядовые граждане страны.