Недавним временем народные депутаты подняли зарплату вдовое, что вызвало волну недовольства среди украинцев. В стране, которой грозит дефолт уже в 2019, слуги народа увеличили свой доход всего лишь одним нажатием кнопки. Теперь их доход составляет почти тридцать минимальных прожиточных минимумов. О том, какой именно будет зарплата депутата Верховной Рады Украины 2018, читайте в этой статье.
Как голосовала Рада?
В прошлом году парламент проголосовал (235 голосов) за увеличение своего материального обеспечения. Теперь зарплата составляет больше 25-ти прожиточных минимумов – 35 643 гривен (раньше они получали 17 549 гривен). В то же время А. Парубий, который занимает должность председателя рады, теперь получает впечатляющие 30 окладов, что равняется 45 433 гривны. Все это обеспечивается за счет денег налогоплательщиков.
Однако в то же время стоит отметить, что повышение зарплаты депутатов Украины в 2018 году позволит нардепам увеличить свой доход еще до более масштабных цифр. Кроме того, существует много депутатских законопроектов, которые пребывают на стадии рассмотрения. Потенциально они также могут увеличить доход народных избранников уже в текущем году. При этом стоит учесть, что только буквально несколько депутатов Украины живут на одну заработную плату, которая из без того является немаленькой.
Эксперты предлагают разные варианты повышения зарплаты: подкуп, попытка отвлечь внимание украинцев от более важных социальных вопросов и т.д. Некоторые уверены, что целью такого повышения была дискредитация народных депутатов. Однако И. Заяц считает, что наиболее адекватным объяснением является банальная «покупка» голосов депутатов при принятии нового бюджета на 2018 год.
К слову, предыдущее резкое увеличение доходов депутатов произошло по инициативе В. Гройсмана, который тогда выступал в качестве спикера. Тогда подобное решение, когда заработную плату увеличили почти в 3 раза (вместо 7 000 гривен депутаты стали ежемесячно класть в свой кошелек 16 000), что также вызвало много недовольства среди украинских налогоплательщиков, что недовольны слишком высокой оплатой не слишком эффективного труда.
К слову, против повышения тогда выступал В. Пинзеник, ранее занимающий должность министра финансов Украины, однако депутаты попросту проигнорировали его слова. Таким образом, депутаты не могут сказать, что они не имели понятие, под чем они подписывались, так как во втором пункте законопроекта было четко указано о повышении зарплаты.
Инициаторами повышения в основном выступили представители крупнейших партий («БПП», «Народный фронт»), при этом свои доходы отдали даже те депутаты, которые получают заработную плату в семизначном эквиваленте. Далеко не лучшие намерения продемонстрировали члены оппозиционных партий, так как сначала они воздержались, а потом отказались подписывать положение об увеличении заработной платы.
Гройсман против?
Дело в том, что макроэкономическая ситуация в Украине не позволяет обеспечить народных избранников настолько высоким доходом. О планах депутатов увеличить доход было известно еще после заявления Минфина. Всего было выделено около 950 миллионов на финансирование Верховной рады. Капинус в эфире 5-го канала заверял, что нардепы будут руководствоваться только теми финансами, которые уже были выделены из бюджета в 2017 году. Однако вполне вероятно, что этих денег будет достаточно лишь на оплату основного дохода.
Своё недовольство высказал и В. Гройсман в социальной сети Facebook. В своем посте он написал, что повышение зарплаты почти в два раза является нецелесообразным. Премьер заявил, что будут учтены только те законодательные инициативы, которые действительно заслуживают внимания.
Кстати, на данный момент также в Раду могут внести законопроект о снижении дохода депутатов. Инициатором такого проекта является депутат О. Осуховский, однако очевидно, что большой поддержки среди своих коллег он не получит. Он считает, что зарплаты размером 5 тысяч гривен будет вполне достаточно.
Политический эксперт Я. Макирта придерживается другого мнения: зарплата депутата Верховной Рады Украины 2018 все еще оставляет желать лучшего, поскольку с учетом текущей инфляции прожить в столице достаточно сложно. Вполне возможно, что тогда депутаты будут использоваться меньше коррупционных возможностей. Но не слишком ли оптимистическим является подобное предположение? Однако стоит понимать, что на данный момент это спровоцирует слишком негативную социальную реакцию, в то время как текущий состав ВР также является недостаточно профессиональным и эффективным для подобного повышения. Кроме того, согласно социальным опросам, они теряют доверие народа, и индексация зарплаты депутата Украины в 2018 году никак не поможет восстановить авторитет, если учесть, что многие европейские госслужащие вообще работают бесплатно.
Экспертные мнения
К слову, на западе нет такого разрыва между минимальной зарплатой и прибылью депутатов, поэтому последних не принято считать «высшей кастой». Важно учесть, что средние зарплаты в Европе намного выше, чем в Украине, именно поэтому там не чувствуется «пропасть» между доходами законодателей и обычных граждан. Конечно же, если учесть рынок неофициального труда в стране, то украинцы все же не такие бедные, так как многие попросту получают зарплату в конвертах, но с официальный доход депутатов все еще существенно выше. Возможно, повышение «минималки» в прошлом году до 3200 гривен поможет уменьшить процесс теневой экономики в украинском бизнесе, однако не стоит сомневаться в том, что предприниматели найдут новый способ уйти от уплаты налогов в государственную казну.
Многие не согласны с тем, что повышенная зарплата народного депутата Украины 2018 – это панацея от коррупции. Если человек уже был замешан в коррупционных делах (брал взятки, занимался непотизмом), то ничто не мешает ему продолжать разрабатывать новые схемы. Очевидно, что нечестный доход чиновников в разы превышает их официальную зарплату, поэтому даже существенное повышение на более 100% будет нецелесообразным.
На данный момент необходимо проводить люстрацию – нанимать новые кадры, искоренять коррупцию, привлечь нарушителей к ответственности. Только тогда можно говорить о повышении зарплаты.
сами по себе понятия: доход нардепа, судьи, госчиновника и иже по-укра-ински, вызывают гневное возмущение, и определяют преступление против собственного народа, что имеет под собой довольно-таки помпезную юри-дическую силу, Чаша весов “300 000 гр – и 3,500грн” ( паразитов и труже-ников соответственно) склоняет первых к уголовной ответственности за прямое нарушение Конституции Украины, гарантирующей всем гражданам без исключения равенство прав и свобод. Цитата: ” Не может быть привилегий или ограничений по признакам имущественного положения или иным признакам”. В Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу и к тому же она прямо действует. Выборное право полностью заблокировало право тружеников, производителей всех благ, НХК и ВВП страны баллотироваться в высшие эшелоны власти, именно по имущественному признаку, – заставной барьер, как цензура, стал неподъемным для украинского народа, в частности интеллектуальной элиты нации: педагогов, медработников и других бюджетников. По сути властьпредержащие полностью забетонировали украинских граждан правовым нигилизмом, превратив последних в монументального антагониста, врага, а не союзника. Любой начальствующий должен так оказывать управленческие услуги, чтобы субъект обращения выходил из его кабинета не возмущенным, не обиженным, не врагом, а всесторонне
удовлетворенным союзником. Доходы чиновников породили пермане-нтные конфликты интересов в социальной среде, которые уже выродились в революционные конфронтации и прямые арьергардные сопротивления. Гражданское общество отрезвляясь, четко сформулировало стратифи-кацию, половиня его на поработителей и порабощенных. Социальные перегибы, социальная несправедливость стали отправной точкой развития необратимых процессов социальной энтропии, и прежде всего, обеднения граждан до уровня полной нищеты, голодомора и желания стать из колен. Народ Украины поставлен на колена безоговорочно! Это точка невозврата. в условиях военного положения. Народ “кипит”, словно термоядерный синтез в реакторе. На кону – взрыв. Такая политика сверху, по вертикали, которая диаметрально противоположна горизонтальной, полностью обесценивает конституционные нормы, деформирует, точнее сказать, аннигилирует зарожденные двумя прогрессивными революциями “Майдана” убеждения низов в том, что власть из орудия насилия трансформировалась в орудие оказания населению управленческих услуг. Это точка невозврата , тем более в условиях военного положения. Власть, которую мы на майданах пытались сделать народной, стала антинародной, янукович в квадрате!! Пружина, которую сдавливают, непременно стреми-ься выпрямится, выстрелить. А это опасно, повторюсь, в условиях агрессии. Я ученый и политик, руководитель партии, которая не идет в едином поли-тическом фарватере с предательскими партиями типа “Регионы” с ее пере-лицовкой и др., поэтому не могу не сказать этого. Почему не работают соответствующие институты и институции в данном направлении, чтобы немедленно исправить положение дел? Не хочу показаться претензионным,
но справедливости ради, отмечу, миграция по разным регионам Украины показала плачевные результаты в контексте системы: “власть-народ”. Практически все люди выражают ностальгию по былой власти и готовы, хоть сегодня, выйти на 3-й Майдан, как говориться на свободной основе. Тенденция не обнадеживает, а настораживает. В связи с изложенным, предлагаю немедленно пересмотреть институциональную политику: выборное законодательство сделать народным, сняв залоговый барьер; суд-институт должен быть третейским и выборным со сроком не более 2-х каденций; доходы всех чиновников, всех рангов и категорий должны отличаться от народных на 50-100 гр и не более того; упразднить фейковый принцип конкурсной селекции работников аппаратов гос,- и представи-тельной власти. Каждый гражданин доложен получить право работать в данных аппаратах по представлению соответствующих знаний, опыта работы на руководящих должностях не менее 5-ти лет, и назначения (выборности) на должность высшего уровня исключительно при условии, стажа работы на более низкой ступени. Например, не может в качестве специалиста областного уровня работать субъект общества, не имеющий стажа работы в гор(рай)сель структурах власти. Социальной диспропорции должен быть поставлен крест, и точка! Иначе искусственное деление общества на 2 лагеря: хунта и пролетарий выродится в свержение первой.