Последние изменения в налоговом кодексе Украины в 2021 году

Несмотря на неоднократные утверждения, что причиной перманентного дефицита госбюджета является финансовый кризис, вызванный пандемией коронавируса, нехватка средств в государственной казне – привычное состояние для любого украинского правительства. Таким же привычным способом покрыть недостаток денег на насущные нужды, является рост налогообложения.

Изменения в Налоговом кодексе Украины в 2021 году имеют целью обеспечить также поступления и для покрытия государственного долга. Речь идет о процентах, которые составляют четверть от платежей, печальной реальности 3 и 4 квартала текущего года.

Изменения в Налоговом кодексе Украины в 2021 году

Предыстория событий

В сентябре-ноябре ушедшего года Верховная Рада анонсировала разработку многочисленных изменений в НК Украины, с целью обеспечить приток средств в казну. Перманентный дефицит – не новость для украинского бюджета, но правительство Зеленского решило таким образом увеличить приток новых поступлений для покрытия военных расходов (государству для милитаризации оказалось недостаточно военного сбора, который выплачивают все взрослые трудоспособные граждане).

В период развала экономики и закрытия последних промышленных предприятий, оптимальным выходом показался рост налогов, который прикрывается формулировкой «доведение до европейского уровня».

Недавно проведенные подсчеты показали, что нынешними темпами можно достичь уровня европейских зарплат не ранее, чем через 2 десятилетия, да и то при условии, что у европейцев они расти не будут, а останутся на прежнем уровне. О том, когда и какие изменения налогового законодательства следует ожидать, говорилось расплывчато и много, но вот в последний день марта был принят за основу пакет законопроектов, озаглавленный красноречиво – о добровольном декларировании и уплате единовременного сбора в период с 1 июля нынешнего года по аналогичную дату следующего.

По терминологии украинских законодателей «принять за основу» означает, что последние изменения в налоговом кодексе Украины в 2021 году будут еще не раз трансформироваться и дополняться, когда власти потребуется обеспечить приток новых поступлений в казну. Этот пакет зарегистрирован в феврале лично президентом и провозглашает так называемую налоговую амнистию.

Проголосовав одобрительно, депутаты обеспечили возможность, которая касается любого периода, ознаменованного приобретением движимого и недвижимого имущества в период до начала текущего года:

  • не декларировать активы (и не платить на них налоги) – до миллиона гривен;
  • не заявлять права на квартиру площадью до 120 кв. м., дом вдвое большей площади и незаконченное строение, располагающееся на участке, находящемся в собственности;
  • не декларировать нежилую или коммерческую недвижимость площадью до 60 квадратов;
  • не платить налоги за участки, полученные в собственность при проведенной ранее бесплатной приватизации и не оплачивать налог за 1 ТС из утвержденного ранее реестра, из которого есть досадные исключения для депутатов и других граждан с доходами выше среднего.
Формула расчета налога ПДВ в Украине

Субъектами налоговой амнистии обозначены физлица – резиденты и нерезиденты, которые были резидентами в момент приобретения недвижимости или получения доходов. Здесь налицо определенное противоречие – если говорится, что есть возможность получить налоговую амнистию на вышеперечисленное, то что же в таком случае будет исключено из амнистийного списка. Неизвестно также, касается ли это имущества за границей, в зарубежных банках или в биткоинах.

Среднему украинцу, не располагающему благами выше тех, что включены в список подлежащего амнистии, не о чем беспокоиться, потому что у него появятся другие проблемы, когда новый Налоговый кодекс примут в 2021 году.

Что происходит

В конце минувшего года стартовала налоговая реформа, ознаменованная регистрацией законопроекта, озаглавленного «О внесении изменений…». Глобальной целью заявлено выполнение обязательств перед ЕС и другими кредиторами Украины, внешний долг которой за время с момента его регистрации до сегодняшнего дня вырос до 120 миллиардов долларов и составил 36,6 % ВВП. Напомним, что в предыдущие два раза, когда Украина была на грани дефолта, опасным барьером считались 30-35% от ВВП.

Обтекаемая формулировка об обеспечении сбалансированности поступлений от налогообложения, на деле обозначает рост прежних обременений и появление новых. Поправки в НКУ, по самым скромным подсчетам, должны принести в государственную казну в 2021 году 3 миллиарда гривен.

Адаптация к европейским нормативам означает внесение в НКУ более 50 поправок, все из них продемонстрировать невозможно, но даже обзор отдельных изменений в Налоговый кодекс не дает наглядного представления о масштабах задуманного народными избранниками (точнее, внешним управлением страны):

  1. Единоналожники будут платить больше налога, рост состоится в два этапа и составит, в зависимости от групповой принадлежности, от 10 до 22 ПМ. Если учесть, что в конце нынешнего года состоится второй этап роста минималки, можно приблизительно представить себе, насколько увеличится мзда государству.
  2. Простые украинцы будут платить налог на роскошь – за квартиры более 60 кв. м. (до полутора прожиточных минимумов за каждый лишний метр).
  3. Тем, кто сдает квартиры в аренду, тоже поднимут налогообложение.
  4. Изменятся налоговые правила в отношении акциза на алкоголь, табачные изделия и даже на жидкость для электронных сигарет
  5. На 12% поднимется размер экологического налога.
  6. Расширится список авто, на которые нужно платить транспортный налог (расширится список и снизятся требования к стоимости).
  7. Эксплуатация водного, лесного и радиочастотного ресурсов станет обходится предприятиям, организациям и физлицам дороже на те же 12 процентов, что и экологический налог.

В довершение всех прелестей жизни в стране, отменяется мораторий на проверки налоговой инспекцией. Его вводили с середины марта до конца карантинных ограничений, но поскольку они продлены, а штрафы необходимы, их будут проводить в любое время, даже в период официально объявленного карантина.

Штрафы и взыскания

Система штрафов ужесточилась и стала более ощутимой. Людям, которые занимаются предпринимательской деятельностью, нужно особенно внимательно читать налоговый кодекс Украины 2021. Если в прошлом году и принимались какие-то смягчения штрафных санкций, чтобы наказать, но не убить бизнес, теперь о смягчении просто не идет речи.

Последняя версия нового налогового кодекса Украины предусматривает штраф в размере 1/5 стоимости подакцизной продукции, если ее владелец не оплатил налог через 15 дней после получения на руки акцизных марок. Учитывая, что выросла стоимость алкоголя и сигарет (Госстат утверждает, что всего на 5%), а на каждую категорию спиртного вырос акциз (размер зависит от вида, например, на игристые вина прибавилось 1,35 грн., а на простые вина 95 копеек/литр.

Все, что было завезено ранее, в период, когда оно не облагалось акцизом, подлежит продаже до первого дня лета этого года, а затем должно быть изъято с торговых прилавков. Запланировано в перспективе ввести налог на любую недвижимость (а не только на ту, что превышает по размерам законодательный лимит). Это означает, что в казну рекой польются деньги с малометражек и сельских домиков.

Сообщение, что принятие нового Налогового кодекса Украины перенесли на 2021 год, не означает его отмену. Просто законодатели сочли его недостаточно доработанным, и свидетельство этому – предложения о все новых поправках.

На проправительственных сайтах уже размещают красноречивые диаграммы о росте поступлений в бюджет за первые месяцы наступившего года. Но наполнения бюджета недостаточно для уплаты долгов и процентов, составляющих четверть от взятой суммы. Правительство намерено расширить полномочия налоговых органов, обеспечить им беспрепятственный доступ к личным счетам граждан, расширить список и объем санкций, которые полагаются за несвоевременную уплату налога.

Даже при условии, что введенные новшества увеличат поступления в казну на 5%, это не покроет дефицит бюджета и не даст необходимого объема средств, чтобы уплатить по долговым обязательствам правительств Порошенко и Зеленского. Последнему придется брать краткосрочные долговые займы, чтобы покрыть прежние обязательства. По ним проценты более высокие. А выплачивать все долги, сделанные непрофессионалами, придется среднему украинцу и его потомкам. Для этого и приняты все пять десятков изменений в Налоговый кодекс страны.

Добавить комментарий