Бюджет Украины на 2022 год в цифрах

Бюджетная декларация, о которой радостно рапортуют проправительственные порталы – это не точный ответ, каким будет бюджет Украины на 2022 год в цифрах, а оптимистические фантазии на вольную тему, которые будут неоднократно скорректированы при обсуждении реального бюджета.

Бюджет Украины на 2022 год в цифрах

Катастрофическое положение

Характерная особенность тенденциозной подачи сведений украинскими СМИ – сложность определения реальности события, о котором информируют население новостные порталы.Весенние и летние оптимистические заявления неминуемо игнорируются к концу года, когда наступает время принятия бюджета на следующий год и приходится распоряжаться реально наличествующими в распоряжении денежными средствами.

Когда говорится, что опубликован текст бюджета Украины на 2022 год, украинские сайты сообщают о бюджетной декларации на ближайшее экономическое трехлетие (по 2024 год), и это – не реальное планирование, а только основа для составления госбюджета, оптимистическое видение президентом Зеленским и кабмином перспектив, поддержанное превалирующим количеством депутатов во втором чтении. Вот об этом факте и сообщают населению, как об уже сформированном бюджете, с его реальными надобностями и перманентным дефицитом средств.

Осенью 2021 года те, кто еще следит за происходящим в Верховной раде, смогут понаблюдать за дебатами при обсуждении, перенаправлением средств с образования на армию, перемещением ранее запланированных дат на более поздние, с целью экономии на зарплатах бюджетников, пенсиях и социальных выплатах.

В середине июля состоялось принятие бюджетной декларации, рассчитанной на три года, о которой С. Марченко, нынешний руководитель Министерства финансов, сообщил с трибуны следующее:

  • декларация – основа для составления бюджета страны и прогнозирования объемов поступлений из местных бюджетов;
  • в ней, в очередной раз, заложены благие намерения увеличить финансирование образования и здравоохранения, роста МЗП и ПМ, минимальной пенсии и даже усовершенствование кредитно-банковской системы;
  • некоторые из перечисленных пунктов могут быть выполнены, при условии, что депутаты примут новый законопроект об увеличении налогового обременения населения, с которого бюджет сможет получить довольно крупную сумму;
  • некоторые авторитетные эксперты заявили, что декларация находится в прямом противоречии с национальной стратегией;
  • данный документ – не основание для реальных планов на следующий год, потому что для этого нужно принять очередной закон про бюджет Украины, который потребует реальных расчетов.
Бюджет Украины на 2022 год

В более реальном мироощущении находится небольшая часть депутатов, не проголосовавших за этот документ. Даже проправительственные издания приводят комментарии по проекту от некоторых нардепов, представленные Ю. Кузбитом, председателем одного из подкомитетов, занятых бюджетным планированием. Он заявил, что установить реалистичность заявленных показателей невозможно, поскольку к ним не приведено расчетов, которые полагается делать в подобных случаях, даже если речь не идет о государственном планировании.

Почему возникают риски

Отсутствуют точные показатели о том, сколько составит бюджет Украины на 2022 год в долларах США (цифры приводятся в гривне), и этому есть простое объяснение: доход бюджета планируется повысить до 1,22 триллиона. В сравнении с 2021 годом, когда в СМИ говорили о страшных цифрах и бюджете катастрофы, а он составлял 1,098 трлн грн., прирост объясняется запланированным повышением курса доллара.

Привычная практика некоторых правительств – ослабление курса национальной валюты на фоне растущей инфляции. Перепуганное население начинает вкладывать сбережения в более стабильные денежные знаки, а государство пополняет казну в гривне или рублях за счет ажиотажа и роста стоимости доллара.

Множество зарубежных источников уделило внимание рассмотрению основных положений бюджетной декларации. Но, кроме красноречивых заголовков, никаких сведений получить не удается, потому что они недоступны к прочтению на территории Украины. Но для получения представления о реальности провозглашенных показателей, можно проанализировать слова все того же Ю. Кузбита:

Комитет по бюджету дал настоятельные рекомендации принять законопроект, но в дальнейшем, при планировании бюджета, учесть многочисленные замечания депутатов;

  1. Даже при условии принятия изменений в налогообложении, вырученных насильственным образом средств будет недостаточно для перекрытия дефицита бюджета. Придется делать новые займы и платить по ним проценты.
  2. В декларации нет данных по основным видам доходов в госказну, средств дорожного фонда, а они важны при реальном планировании.
  3. Сообщая о намерении снизить к концу 2022 года объем государственного долга до 51%, а впоследствии и до 47% ВВП, правительство не упоминает, что уточненные данные 2021 года не 53,9%, а на 3% выше. Игнорируется факт несогласованности декларации с нацстратегией управления внешним долгом, по той простой причине, что она до сих пор не утверждена Кабинетом министров Украины.

Долгосрочная перспектива и оптимистическое видение правительством Украины перспектив на ближайшее будущее, не соответствуют реальному положению дел. Так, увеличение минимальных пенсийи в бюджете Украины на 2022 год присутствует не за счет гипотетического роста ВВП, а за счет невыплаченных денег пенсионерам мятежного Донбасса и 85 тысяч пенсионеров, которые умерли только за первую половину 2021 года. Кабинету министров рекомендовано начать работу над проектом реального бюджета, но даже при разработке плана на следующий год им придется учесть замечания комитета по бюджетной политике и работающих при нем подкомитетов.

Экономические показатели Украины на 2022 год

Дополнительные риски

Закладывая гипотетические социальные выплаты в бюджете Украины, декларация ориентируется на деньги, сэкономленные при продлении пособий малоимущим семьям и матерям одиночкам – по новым критериям, которые делают для некоторых социально незащищенных категорий невозможным получение помощи от государства. Риски для бюджета составляют не придуманная гибридная война с РФ и не ее провокации (в своих территориальных водах) на Черном море, а пандемия коронавируса и увеличение уровня безработицы.

Для поддержания населения на этот случай, в бюджет страны закладываются резервные средства, но кроме номинального показателя ВВП, который должен в следующем году каким-то чудом вырасти до 5,3 триллиона гривен и инфляции, которая должна пасть до 6% с реальных сейчас 12-14%, социальные выплаты в госбюджете Украины не приводятся.

Специалисты говорят и о других важных моментах в экономическом положении Украины, которые могут просто сделать нереальными планами бюджетную декларацию: колоссальные по объему выплаты по погашению внешних задолженностей, низкие урожаи сельхозпродукции (вызванные не столько экстремальной погодой, сколько непосильными для рядовых аграриев налогами на сельскохозяйственных работников).

Незадолго перед подписанием декларативных заявлений говорилось о запланированном дефиците бюджета более, чем на 4%. И только рекомендации кредиторов, которые сочли приемлемой цифрой 3,5%, заставили планировать этот размер. Интересно, что кардинального снижения бюджетодефицита так и не запланировано – через 3 года он снизится до 2,7%.

Добавить комментарий